Печать

Семинар проводился на базе ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» в соответствии с календарным планом реализации инновационного проекта, реализуемого объединением образовательных организаций региона, которому присвоен статус региональной инновационной площадки (приказ Минобразования Крыма от 16.02.2022 № 258).

В семинаре приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе, курирующие реализацию регионального инновационного проекта в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Участников мероприятия поприветствовал Александр Николаевич Рудяков, ректор ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», доктор филологических наук, профессор. В своем выступлении Александр Николаевич остановился на господствующем в нашем отношении к тексту «тематического» его восприятия. Пересказывая «своими словами» то, о чем рассказывает автор, мы, во-первых, не пытаемся понять, для чего он нам все это повествует, а во-вторых – не знаем, что именно надо видеть в тексте и как именно он устроен. А ведь текст, как форма существования языка, позволяет влиять на других людей, регулировать их поведение. Зная, что такое текст, понимая, для чего он предназначен, мы обретаем способность лучше понимать обращенное к нам сказанное или написанное. Мы осознаем, что за вопросом «что нам поведал собеседник» должен последовать вопрос «для чего он нам именно это и именно таким образом поведал».

С текстами, содержащими знания о функциях и субстанциях, нас знакомят учителя, преподаватели, родители, авторы книги. Полученные знания принимаются, не отторгаются. Тексты о ценностях устроены так, чтобы их восприятие создавало ощущение собственного открытия, собственного понимания. Тексты о ценностях, как правило, это художественные произведения.

Александр Николаевич предложил участникам семинара обратиться к конкретным примерам, которые показали, что за знаковой вязью текста стоит человек, пытающийся сказать нам что-то важное, – стихотворениям Марины Цветаевой «Красною кистью…» и Юлии Друниной «У памятника». Самая простая и самая главная воспитательная мысль, заложенная в произведении Марины Цветаевой, заключается в том, что жизнь – самое ценное, что есть у человека и ею надо дорожить. Юлия Друнина, преодолевая автоматизм читательского восприятия, утверждает свое, противоречащее обыденному, представление о том, что Коктебель – это не просто курорт. Коктебель – место Керченско-Феодосийского десанта – одной из самых трагических станиц Великой Отечественной войны.

Продолжил обсуждение темы смыслового чтения и умения работать с тестом как ключевого компонента функциональной грамотности Юрий Владимирович Дорофеев, проректор по научной работе ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», доктор филологических наук, доцент. Юрий Владимирович обратил внимание участников семинара на необходимость ознакомления с методами и приемами формирования навыков смыслового чтения и умения работать с текстом как основой познавательной деятельности.

В качестве примера эффективности смыслового чтения Юрий Владимирович привел письменность майя, над дешифровкой которой работали известные историки и лингвисты со всего мира, но смог Юрий Кнорозов – выдающийся русский ученый. Дешифровку системы письма майя ученый считал лишь одним из примеров работы его теории коммуникации. По его мнению, коммуникация (как устное, так и письменное общение) построена на сигналах – «посылах» и сигналах – «получения посылов». Примечательно то, что ученого натолкнула на эту мысль кошка Ася, которая «разговаривала» с котенком, обучая его охотиться. И кстати, учёный даже пытался вписать Асю как соавтора статьи.

 

Элана Владимировна Рогатенюк, заведующий кафедрой естественно-математического образования и финансовой грамотности ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», кандидат экономических наук, доцент, ознакомила участников семинара с особенностями формирования финансовой грамотности посредством интерпретации текстовой части математических задач. Особе внимание Элана Владимировна уделила приемам смыслового чтения при решении текстовых задач с экономическим содержанием: пониманию прочитанного, преобразованию и интерпретации, оценке информации.

Важность смыслового чтения при решении текстовых задач с экономическим содержанием Элана Владимировна продемонстрировала на примере математической статистики – раздела математики, разрабатывающего методы регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов с целью построения вероятностных моделей массовых случайных явлений. В XVII веке данная наука называлась «политическая арифметика», что достоверно переводится как «искусство управлять государством посредством чисел».

В качестве примера участники семинара рассмотрели основные положения теории Томаса Роберта Мальтуса, который утверждал что народонаселение растёт в геометрической прогрессии (удваивается каждые четверть века в отсутствие войн и болезней), а ресурсы Земли ограничены (в частности, производство продуктов питания растёт в арифметической прогрессии), поэтому если не сдерживать рост населения, то рано или поздно их перестанет хватать на всех.

Свои взгляды Томас Роберт Мальтус иллюстрировал примерами из истории Англии, когда реальные доходы работников выросли после чумы, сократившей население в XIV веке в Европе почти наполовину, а затем по мере того, как население постепенно восстанавливалось, доходы падали и рождаемость снижалась. Однако несмотря на значительный эмпирических материал, используемый при построении математической и графической модели, теория Томаса Роберта Мальтуса является антинаучной. Нарушена логическая взаимосвязь между предпосылкой и следствием, а описание общественных событий вырваны из исторического контекста.

Темы, затронутые на семинаре, вызвали огромный интерес у педагогов. Участники семинара выразили огромную благодарность организаторам за прекрасные условия и организацию мероприятия, практическую значимость предоставленной информации.